Базовые принципы (Стандарты) деятельности Управляющих советов образовательных организаций города Москвы 06.08.2017

Основные термины

Государственно-общественное управление образовательной организацией - взаимодействие в управлении с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти и местного самоуправления, руководители образовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и населения в области образования.

Управляющий совет – представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организации, избираемый на срок полномочий Руководителя образовательной организации, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе этой организации управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития образовательной организации.

Общественный управляющий в образовании (член Управляющего совета) – представитель деловой, профессиональной, родительской, ученической и иной общественности, наделенный полномочиями представлять и выражать интересы этой общественности в сфере образования на уровне образовательной организации и входящий в создаваемые для этого органы государственно-общественного управления.

Целеполагание и стратегия

Управляющий совет (далее – УС) является представительным коллегиальным органом государственно-общественного управления, избираемым на срок полномочий Руководителя образовательной организации, деятельность которого основывается на принципах добровольности участия членов в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

По истечении срока полномочий или при досрочном прекращении полномочий Руководителя образовательной организации УС продолжает действовать до формирования нового полномочного состава УС.

УС представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса, разрабатывает и документально оформляет план работы на среднесрочный период, регулярно пересматривает ее в целях поддержания актуальности положений.

В рамках разработанной стратегии УС ежегодно определяет ключевые приоритеты своей работы на учебный год.

В стратегии УС находят свое отражение все ключевые вопросы функционирования и развития образовательной организации:

  • качество образования;
  • образовательная программа;
  • безопасность и здоровье участников образовательного процесса;
  • ресурсное обеспечение образовательных программ;
  • условия обучения и материальная база образовательной организации;
  • режим работы образовательной организации;
  • кадровая политика образовательной организации;
  • доступность образования, в том числе, потребности особых категорий учащихся (дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности;
  • дисциплина, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций;
  • правовое обеспечение деятельности образовательной организации.

УС определяет стратегию функционирования и развития образовательной организации.

УС обеспечивает условия для формирования и сохранения благоприятной психологической атмосферы, уклада жизни образовательной организации, способствующего эффективному процессу обучения и воспитания.

Компетенция и ответственность

Компетенция Управляющего совета:

  • Разрабатывает предложения для внесения изменений и дополнений в Устав Учреждения.
  • Участвует в разработке и принятии Программы развития образовательной организации.
  • Участвует в разработке и принятии Правил внутреннего распорядка обучающихся.
  • Принимает участие в осуществлении мониторинга качества и безопасности условий обучения и воспитания в образовательной организации.
  • Вносит предложения по установлению режима занятий обучающихся образовательной организации.
  • Вносит предложения по оформлению возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
  • Дает предложения по работе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
  • Вносит предложения по размеру и порядку оказания материальной поддержки обучающимся.
  • Вносит предложения по иным локальным нормативным актам, затрагивающим права обучающихся.
  • Обеспечивает участие представителей общественности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
  • в процедурах итоговой аттестации обучающихся;
  • в процедурах проведения контрольных и тестовых работ для обучающихся, общественной экспертизы (экспертиза соблюдения прав участников образовательного процесса, экспертиза качества условий организации образовательного процесса в Учреждении, экспертиза инновационных программ);
  • в деятельности аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
  • Участвует в подготовке ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования.
  • Вносит Руководителю образовательной организации предложения в части:
  • материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения;
  • выбора учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;
  • создания в Учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
  • мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся;
  • развития воспитательной работы в Учреждении.
  • Содействует эффективному и целевому расходованию средств образовательной организации путем участия в обсуждении, внесения предложений о направлениях расходования средств финансирования образовательной организации, предложений к плану финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации (бюджетную заявку и обоснование бюджетных ассигнований).
  • Предоставляет ежегодно не позднее 1 ноября Учредителю и участникам образовательного процесса информацию о состоянии дел в Учреждении.
  • Принимает участие в разработке следующих локальных нормативных актов Учреждения:
  • Положение об оплате труда, в том числе регулирующее вопросы о премировании, выплате стимулирующих выплат и доплат;
  • О перечне, порядке и условиях оказания платных услуг, в том числе образовательных;
  • Порядок расчета и формирования стоимости платных услуг, в том числе образовательных;
  • Порядок снижения размера платы или предоставления на бесплатной основе платных дополнительных образовательных услуг отдельным категориям родителей (законных представителей) обучающихся;
  • Порядок проведения выездных мероприятий;
  • Порядок и условия предоставления материальной поддержки обучающимся;
  • другие локальные нормативные акты, связанные с привлечением и расходованием финансовых и материальных ресурсов;
  • Участвует в оценке качества и результативности труда работников, распределении выплат стимулирующего характера, вносит предложение по их распределению в порядке, устанавливаемом локальными нормативными актами Учреждения.
  • Вносит предложения по организации внеурочной и досуговой деятельности Учреждения.
  • Рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся на действия (бездействие) педагогических и руководящих работников Учреждения.
  • Заслушивает отчет Руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года;
  • Иные вопросы деятельности Учреждения, отнесенные законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы к компетенции Управляющего совета.

Перечень полномочий конкретного УС закрепляется в Уставе и локальных нормативных актах образовательной организации.

Решения УС по вопросам, отнесенным Уставом образовательной организации к его компетенции, являются обязательными для исполнения руководителем и работниками образовательной организации, всеми участниками образовательного процесса.

По вопросам, не отнесенным Уставом образовательной организации к его компетенции, УС принимает решения, имеющие для Учредителя, руководителя образовательной организации и участников образовательного процесса рекомендательный характер.

УС в целом и каждый член УС индивидуально несет ответственность перед всеми участниками образовательного процесса.

Состав Управляющего Совета

Для обеспечения полномочий представителя Учредителя в составе УС, Учредитель направляет в УС своего представителя, несущего персональную ответственность за свою деятельность.

Представитель Учредителя выражает интересы Учредителя в УС и имеет право на блокирование решения УС в случае его несоответствия принципам государственной образовательной политики и (или) составляет особое мнение с последующим представлением его Учредителю.

При направлении образовательной организацией и ее УС обращений в адрес Учредителя, на обращении должна стоять подпись представителя Учредителя или к обращению должно прикладываться его особое мнение в письменном виде, являющееся неотъемлемой частью обращения.

В состав УС входят: руководитель образовательной организации (по должности), представитель Учредителя (назначается Учредителем), представители обучающихся старше 14 лет (избираются обучающимися образовательной организации или органом ученического самоуправления), представители родителей (избираются родителями), представители работников образовательной организации (избираются работниками образовательной организации), кооптированные члены: лица, которые могут оказывать содействие успешному функционированию и развитию образовательной организации (кооптируются УС после формирования состава из числа входящих по должности, выбранных и назначенных).

Количественный состав УС может быть неодинаковым в различных образовательных организациях, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп.

Председатель и заместитель председателя Управляющего совета избираются из числа членов Управляющего совета образовательной организации, являющихся представителями родителей (законных представителей) обучающихся, либо из числа кооптированных в УС членов сроком на 1 год на первом заседании УС при обязательном участии в нем представителя Учредителя.

Первое заседание УС созывается руководителем образовательной организации не позднее чем через 1 (один) месяц после его формирования. На том же заседании из числа представителей от любой категории участников образовательных отношений избирается секретарь УС.

Председатель, заместитель председателя и секретарь УС осуществляют свою деятельность на общественных началах – без оплаты.

В крупных многопрофильных разноуровневых образовательных организациях модель государственно-общественного управления реализуется с учетом максимально возможного обеспечения обсуждения проблем и учета интересов участников образовательного процесса на всех уровнях образования образовательной организации.

Не могут стать членами УС лица:

  • лишенные или ограниченные в родительских правах;
  • имеющие судебный запрет на занятие педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми;
  • признанные по решению суда недееспособными;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления.

Планирование и организация деятельности

УС имеет план работы, план заседаний, план работы комиссий.

УС могут создаваться комиссии/комитеты/рабочие группы как временные, так и на постоянной основе по приоритетным направлениям деятельности.

В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых УС сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работой любой Комиссии возлагается только на члена УС.

Общественный управляющий имеет в образовательной организации место для работы.

УС имеет собственную документацию, которая обеспечивает его работу и отражает состояние его дел (протоколы заседаний, положения, списки членов, списки комиссий и др.).

Общественные управляющие получают оперативную и полную информацию о заседаниях совета.

Организационной формой работы УС являются заседания, которые проводятся не реже одного 1 (одного) раза в квартал.

Организационной формой работы УС являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного 1 (одного) раза в квартал. Проведение заседаний транслируется в прямом эфире в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальный сайт Учреждения. Заседания, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся персональных данных участников образовательного процесса, и иные вопросы, носящие конфиденциальный характер, по согласованию с Руководителем Учреждения и представителем Учредителя не транслируются.

Для решения необходимых вопросов может созываться внеочередное заседание Управляющего совета.

Внеочередные заседания УС проводятся:

- по инициативе председателя УС;

- по требованию Руководителя Учреждения;

- по требованию Представителя Учредителя;

- по заявлению членов УС, подписанному не менее половины членов от списочного состава Управляющего совета.

Заседания УС являются правомочными, если в них принимают участие представитель Учредителя и не менее половины от общего числа членов УС.

Вопросы, предложенные для рассмотрения членами УС (в том числе председателем), руководителем образовательной организации, представителем Учредителя образовательной организации, включаются в повестку дня заседания УС в обязательном порядке.

Лицо, не являющееся членом УС, но желающее принять участие в его работе, может быть приглашено на заседание, если против этого не возражает более половины членов УС, присутствующих на заседании.

Статус, права, обязанности общественных управляющих

Общественные управляющие – члены коллегиального органа управления образовательной организацией.

Общественные управляющие работают на общественных началах (не получают денежного вознаграждения).

Общественные управляющие имеют равное положение, независимо от социального статуса, должности, места работы, варианта включения в УС (по должности, назначение, избрание, кооптация).

Общественные управляющие являются «конструктивными критиками»:

  • отмечают недостатки и формируют предложения по улучшению работы образовательной организации на основе хорошего знания существующего положения дел в образовательной организации, уважения традиций и ценностей сообщества образовательной организации;
  • демонстрируют доверие и оказывают поддержку друг другу, работникам образовательной организации;
  • продвигают и отстаивают интересы образовательной организации в социальном окружении, поддерживают репутацию образовательной организации и ее традиции.

Общественные управляющие имеют право действовать индивидуально, в тех случаях, когда УС делегирует им полномочия действовать таким образом.

Общественные управляющие не могут непосредственно вмешиваться в профессиональную деятельность руководителя образовательной организации, работников образовательной организации, обучающихся, требовать от них выполнения своих пожеланий.

Права

Общественные управляющие имеют право:

  • Участвовать в обсуждении и принятии решений УС;
  • Открыто выражать собственное мнение на заседании УС;
  • Досрочно выйти из состава УС;
  • Получать информацию о дате, времени, месте проведения заседаний УС и необходимые материалы по обсуждаемым вопросам;
  • Требовать от администрации предоставления информации по вопросам, находящимся в компетенции УС;
  • Инициировать создание комиссий УС, быть их руководителем или членом;
  • Участвовать в заседании педагогического совета образовательной организации с правом совещательного голоса;
  • Получать по запросу любую информацию от образовательной организации, за исключением информации о персональных данных, если не соблюдены предусмотренные законом процедуры;
  • Получать необходимые для своей работы знания в рамках специальной подготовки общественного управляющего.

Обязанности

Общественные управляющие обязаны:

  • Регулярно участвовать в заседаниях УС, не пропускать их без уважительной причины;
  • В качестве члена или председателя комиссии УС принимать активное участие в ее работе, готовить квалифицированные проекты решений УС;
  • Проявлять личную активность в обсуждении, принятии и исполнении решений УС;
  • Выслушивать мнение коллег и уважать их позицию по обсуждаемым вопросам;
  • Уважать профессиональное мнение руководителя и работников образовательной организации, проводить консультации с ними при подготовке предложений и проектов решений;
  • Постоянно повышать свою компетенцию в области устройства работы образовательной организации, организации в ней образовательного процесса, финансово-экономической деятельности образовательной организации;
  • Обеспечивать информирование всех участников образовательного процесса о планах и решениях УС;
  • Не использовать членство в УС для удовлетворения своих личных интересов В случае несовпадения интересов выдвинувшей общественного управляющего группы с интересами образовательной организации подчиняться коллегиальному решению УС;
  • Участвовать в подготовке материалов для содержательного и компетентного рассмотрения вносимого в повестку заседания УС вопроса;
  • Принимать решения исходя из принципа недопустимости ущемления гарантированных государством прав участников образовательного процесса;
  • Соблюдать конфиденциальность в отношении определенных вопросов, обсуждаемых на УС, особенно в отношении вопросов, касающихся работников образовательной организации, обучающихся и их семей, а также при обсуждении вопросов, касающихся образовательной организации, вне заседаний УС.

Развитие потенциала общественных управляющих

Общественные управляющие знают о своих правах и обязанностях.

Общественные управляющие знают приоритеты программы развития образовательной организации, как и где при необходимости получить доступ к информации о ней, планах и результатах ее реализации.

Общественные управляющие повышают уровень своих знаний об образовательной организации, развивают компетенцию в реализации своих функций, изучая методическую литературу, проходя подготовку в рамках программ, предлагаемых органами управления образования, общественными организациями (при наличии таких возможностей), изучая опыт работы других советов, участвуя в мероприятиях (семинарах, конференциях) по вопросам государственно-общественного управления, в работе общественных объединений (при наличии таких возможностей).

УС определяет потребности в обучении общественных управляющих, планирует работу по обучению и повышению готовности своих общественных управляющих к деятельности в органах государственно-общественного управления образованием.

УС регулярно проводит самоанализ (самоаудит) своей работы.

УС периодически проводит встречи (заседания), посвященные вопросам повышения эффективности своей работы.

Ответственность членов УС

Член УС несет ответственность за свои действия, осуществляемые в рамках деятельности УС, и за свое участие в работе УС.

При невыполнении членом УС своих обязанностей в рамках деятельности Управляющего совета, УС вправе рассмотреть вопрос о его выводе из состава совета.

Член УС выводится из его состава в следующих случаях:

  • пропуска более двух заседаний подряд без уважительной причины;
  • по его желанию, выраженному в письменной форме;
  • представитель Учредителя - при отзыве представителя Учредителя;
  • при увольнении с работы работника Учреждения, избранного членом Управляющего совета;
  • обучающийся - в связи с завершением обучения в Учреждении или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в Управляющем совете обучающихся;
  • в случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающихся;
  • в случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в УС Учреждения;
  • при выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе УС: лишение или ограничение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления.

В случае если обучающийся выбывает из Учреждения, полномочия члена УС - родителя (законного представителя) этого обучающегося - автоматически прекращаются.

После вывода из состава совета его члена Совет обучающихся Учреждения принимает меры для замещения выведенного члена в общем порядке.

Принятие решений и контроль их исполнения

При принятии решений соблюдаются все установленные Уставом и иными локальными нормативными актами образовательной организации требования (уведомление членов УС в установленном порядке, своевременное предоставление для изучения всех необходимых материалов, кворум на заседании и т.д.).

Проекты решений УС могут готовиться профильной комиссией (временной рабочей группой) УС.

Принятию наиболее важных решений предшествует обсуждение проектов решений участниками образовательного процесса образовательной организации, в том числе на заседаниях коллегиальных органов управления (педагогический совет, совет обучающихся и др.), общих и классных собраниях, на специально организованных коммуникативных площадках в сети «Интернет» (на сайте образовательной организации).

Решения и протоколы заседаний УС хранятся в образовательной организации и включаются в номенклатуру дел.

Все принятые УС решения доводятся до сведения участников образовательного процесса в соответствующем разделе сайта образовательной организации.

УС осуществляет обязательный контроль реализации принятых решений, организовывая для этого сбор и анализ необходимой информации. Результаты анализа обсуждаются на заседаниях и находят дальнейшее отражение в документах УС.

Кадровая политика

УС вправе инициировать рекомендации в отношении приема и увольнения представителей администрации и педагогов.

УС выступает с рекомендациями по направлению представителей администрации и педагогов для участия в программах профессионального развития (повышения квалификации).

УС может согласовывать критерии внутришкольной оценки качества работы учителей.

УС может согласовывать меры, реализуемые в отношении учителей по результатам оценки качества работы, УС может согласовывать кандидатуры педагогов для представления на награждение, выдвижения для участия в конкурсах.

Общественные управляющие устанавливают конструктивные отношения с работниками образовательной организации, создавая условия для эффективной реализации ими своих функций, оказывая поддержку в профессиональном развитии.

Мониторинг и оценка

УС отслеживает результаты деятельности образовательной организации, характеризующие прогресс в достижении целей и задач программы развития, конкретных планов и проектов, утвержденных УС.

УС анализирует данные результаты, выявляя причины, по которым этот прогресс выше или ниже ожидаемого и принимает по результатам соответствующие решения (внесение изменений в программу развития, принятие конкретных мер и др.).

Общественные управляющие регулярно посещают образовательную организацию, наблюдая за условиями жизни и обучения, организацией питания, работой библиотек, поведением учащихся и др., общаясь с учителями и другими работниками образовательной организации.

Конкретные цели и вопросы посещений, их график и регламент утверждается УС и согласовывается с руководителем образовательной организации.

В течение года УС инициирует сбор и анализ информации, обсуждение на своих заседаниях или заседаниях комиссий (рабочих групп) вопросов, связанных с функционированием и развитием образовательной организации, в т.ч.:

  • посещаемость занятий учащимися;
  • результаты итоговой аттестации учащихся;
  • внеучебные достижения учащихся;
  • состояние заболеваемости участников образовательного процесса;
  • нарушения поведения учащихся как внутри образовательной организации, так и за ее пределами;
  • безопасность образовательной среды;
  • информатизация образовательного процесса;
  • организация питания;
  • имидж образовательной организации;
  • инновационная деятельность;
  • корпоративный уклад образовательной организации;
  • развитие разносторонней детской одаренности;
  • работа с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • удовлетворенность семей качеством деятельности образовательной организации.

Для обеспечения полноты и объективности информации о положении дел в образовательной организации УС периодически обращается к Учредителю, муниципальным и региональным структурам, осуществляющим контроль, надзор, мониторинг и оценку качества образования с запросом о проведении независимой оценки работы образовательной организации или о предоставлении результатов проведенных ранее контрольно-оценочных мероприятий, в т.ч. мониторингов, при необходимости заказывает внешний независимый аудит качества работы образовательной организации.

Информационная открытость

УС обеспечивает доступность материалов его работы для ознакомления любым представителем общественности, за исключением тех материалов, которые относятся к персональным данным, в случае отсутствия согласия субъектов персональных данных на размещение и обработку данных сведений.

УС готовит ежегодный отчет о своей деятельности, предоставляемый в открытом доступе.

УС имеет информационный стенд или размещает информацию о своей работе на общем информационном стенде образовательной организации.

УС обеспечивает регулярное информационное обновление своего раздела на сайте образовательной организации и на общем стенде образовательной организации.

Взаимодействие с администрацией и коллегиальными органами управления образовательной организацией

УС, руководитель образовательной организации, иные коллегиальные органы управления являются партнерами в управлении и развитии образовательной организации.

Отношения с руководителем образовательной организации, заместителями руководителя образовательной организации строятся на основе доверия, уважения к профессионализму, четкого разграничения полномочий.

В случае возникновения конфликта между УС и руководителем образовательной организации, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Председатель УС проводит регулярные встречи с руководителем образовательной организации, председателями органов коллегиального управления образовательной организацией, председателем профсоюзной организации.

Представитель УС периодически посещает заседания органов коллегиального управления образовательной организацией.

УС учитывает рекомендации коллегиальных органов управления при разработке проектов решений.

УС принимает к рассмотрению инициативы и предложения коллегиальных органов управления.

Взаимодействие Управляющего совета с проверяющими структурами

УС вправе принимать участие в процедурах проверки образовательной организации различными проверяющими органами.

По итогам проверки УС в сотрудничестве с руководителем и работниками образовательной организации разрабатывает план мероприятий по исправлению выявленных нарушений и недостатков.

УС информирует школьное, родительское, в установленных случаях местное сообщество о результатах проверок и результатах проведенных мероприятий по устранению нарушений и недостатков.

Взаимодействие с родительской общественностью и местным сообществом

УС создает и организует работу общественной приемной управляющего совета (Председатель УС ведет регулярный прием граждан).

УС обеспечивает гражданам возможность удаленного взаимодействия с членами совета через электронные коммуникативные сервисы, в том числе, через «электронную приемную».

Председатель УС обязательно участвует во всех общешкольных родительских собраниях, педагогических советах, председатель УС или представители УС вправе при необходимости участвовать в классных собраниях.

УС проводит систематическую работу по изучению мнений родителей, обучающихся о роли образовательной организации в процессе обучения, воспитания и развития детей для учета в стратегии и планах развития образовательной организации.

Представитель УС участвует в мероприятиях местного сообщества (собрания, общественные слушания и др.) по вопросам, затрагивающим интересы образовательной организации или местного сообщества в связи с работой образовательной организации.

УС инициирует проведение собраний местного сообщества по острым вопросам функционирования и развития образовательной организации.

УС инициирует мероприятия и проекты образовательной организации, адресованные местному сообществу.

УС использует обратную связь от родителей и местного сообщества в корректировке своей работы, в принятии решений, в планировании своей работы и проектировании следующего шага развития образовательной организации.

УС всесторонне содействует развитию механизмов саморегулирования деятельности органов государственно-общественного управления.

Этика взаимоотношений

На заседаниях УС соблюдаются этические нормы и правила дискуссий.

На заседаниях УС обеспечивается принцип равенства общественных управляющих в возможностях выражения своего мнения.

При проведении заседаний УС придерживается командного духа работы.